Версия для печати

Светлая Пасха Господня

В ряду подвижных двунадесятых праздников Светлая Пасха Господня занимает центральное место, а в ряду всех христианских праздников Пасха Христова есть высочайший, радостнейший и торжественнейший праздник праздников и торжество торжеств.
Светлый праздник Воскресения Христова наименован Пасхой по аналогии с ветхозаветным праздником Пасхи, которыйк был названтак в память о том. что при исходе евреев из Египта ангел, убивавший первенцев египетских, увидев кровь пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо (евр. "песах"), оставляя неприкосновенными первенцев еврейских. В соответствии с ветхозаветным Праздник Воскресения Христова, обозначая прохождение от смерти к жизни, от земли к небу, получил наименование Пасхи. Другое древнее толкование праздника, обязанное своим происхождением греческим экзегетам, связывает его с созвучным греч. "страдаю".
Воскресением Господа Иисуса Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения человека. Воскресение - доказательство того, что Иисус Христос есть истинный Бог, Искупитель и Спаситель. Христос умер, но плоть Его соединена в одну Ипостась с Богом. Христос воскрес, ибо смерть не могла удержать в своей власти тело и душу Христовы, ибо Он Воскресение и Жизнь.
Христос после смерти Своей сошел во ад, "яко восхоте", ниспровергнул смерть, "яко Бог и Владыка". Воскрес Он тридневен и с Собой воскресил Адама и весь человеческий род из адовых уз и тления. Сломив врата смерти, Христос показал путь к жизни вечной.
Воскреснув, Он освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые восстанут во всеобщий день воскресения.
Воскресением Господа завершается победа над грехом и его следствием - смертью. Ниспровергнута смерть. Расторгнуты узы ада, и мы избавлены от адова мучительства. Смерть после Воскресения Христова не обладает властью над благочестиво жившими и умершими, ибо Христос уничтожил власть смерти Своей смертью.
Христос воскрес, победив смерть. Но и после Его Воскресения смерть в роду человеческом временно еще будет уносить свои жертвы. Но она только переплавляет сосуд нашей души - тело для воссоздания в день воскресения в новом, духовно обновленном виде. И так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, а тление не наследует нетления, то наша душевно-телесная жизнь есть только зерно для посева, которое должно сгнить - в смерти, чтобы дать колос - новую жизнь. Как Христос умер по плоти и ожил духом, так и мы освобождаемся Им от смерти по закону духа и жизни в Нем
Через Свое Воскресение Христос сделал и нас победителями смерти, и жизнью во Христе мы получаем предвестие дарованного Его воскресением бессмертия: "Никто же да убоится смерти, - восклицает святой Иоанн Златоуст,- освободи бо нас Спасова смерть".
Поэтому так радуется душа христианина в день Святой Пасхи. Спасительная ночь Воскресения Христова является провозвестницей будущего дня общего воскресения. Это - поистине Пасха великая, Пасха, двери райские нам отверзающая, ибо проходит смерть, являются нетление и вечная жизнь.
Пасха - древнейший праздник христианской Церкви. Он установлен и праздновался уже в апостольские времена. Древняя Церковь в Пасхе соединяла два понятия - страдания и Воскресение Христа. Посвящались ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования - Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения. Сообразно с характером воспоминаний первые из этих дней чествовались постом, вторые - торжественной радостью. Впоследствии эти дни получили названия Страстной и Светлой седмиц.
В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно время. На Востоке, в Малоазийских церквах, ее праздновали в 14-й день нисана (по нашему счету март - апрель), на какой бы день седмицы не приходилось это число. Западная Церковь совершала ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между Церквами в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века.
Первый Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Соборное определение Пасхи до нас не дошло. С древних времен Православные Поместные Церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой александрийской пасхалии: в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля. На VI Вселенском Соборе было разрешено другое разногласие о времени прекращения поста пред Пасхой: было постановлено прекращать пост в средние часы ночи после Великой Субботы.
Божественной славе Воскресшего Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует особенная торжественность, которая сопровождает богослужение в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу.
Темные одежды священнослужителей сменяются светлыми. До начала пасхального богослужения с вечера в храме читаются Деяния апостолов как составляющие непреложное свидетельство истины Воскресения Христова.
До начала пасхальной заутрени храм по древнему обычаю наполняется фимиамом в знак изобилия благодати, полученной нами чрез Воскресение Христово. В древности для этого в храмах ставились сосуды с горящими углями и благовонным фимиамом. Во время пасхального богослужения в храмах зажигаются все светильники, и находящиеся в храме стоят со свечами в знак полноты духовной радости.
Со времени апостольского Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную предпразднственную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова.
В день Пасхи совершается освящение артоса. Артос (греч. - "хлеб") - это просфора большого размера с изображением Креста или Воскресения Христова. Артос кладется в день Пасхи на аналое в храме у местной иконы Спасителя вместе с образом Воскресения Господня. В каждый день Светлой седмицы после литургии по обычаю совершается крестный ход вокруг храма: с фонарем, хоругвями, Евангелием, иконами Воскресения Христова и Пречистой Богородицы, с пением канона Пасхи. Обычно обносят при этом и артос. В монастырях после литургии артос переносят в трапезную при пении тропаря Пасхи, после трапезы бывает возношение артоса и потом его снова переносят в храм при пении 9-й песни пасхального канона. В Светлую субботу артос раздробляется при чтении положенной молитвы и раздается верующим после литургии как великая святыня церковная для вкушения прежде принятия обычной пищи.
Исторически употребление артоса возникло в подражание апостолам, которые, привыкнув вкушать трапезу вместе с Господом, представляли себе Его присутствие среди них. Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос Своей Крестной смертью и Воскресением сделался для нас истинным Хлебом вечной жизни.
Праздник Пасхи со времени его установления стал светлейшим, всеобщим, христианским торжеством. От дней апостольских христианская Пасха, как и ветхозаветная, продолжалась семь или восемь дней, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до понедельника по Неделе о Фоме. Отцы Церкви и церковные правила (VI Вселенский Собор, прав. 66) повелевают верующим всю Светлую седмицу упражняться в храмах в псалмах, пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя о Христе.
Все недели после Пасхе, до отдания Пасхи, имея каждая особое воспоминание, посвящены воспоминанию Воскресения Христова. что отражается в службах этих Недель и следующих за ними седмиц.


 

Назад

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ruОфициальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Задать вопрос
* Ф.И.О.:
Возраст:
Город:
* E-mail
Тема:
* Ваш вопрос:
Введите код с картинки:
*– поле обязательное для заполнения